Как и где купить парашют? А если вернее, какой парашют выбрать?

 

Парашют – это обычный спортивный инвентарь, и купить его не сложно. Но вот выбрать его начинающему без помощи инструктора или опытных друзей практически не реально. Эта статья поможет вам узнать, какие тонкости и нюансы при выборе парашюта придётся учесть.

 

Состав парашютной системы

Первое, в чём предстоит разобраться, это в том, из чего состоит парашют. В парашютной системе есть четыре элемента:

  1. Ранец с подвесной системой
  2. Основной парашют (ОП)
  3. Запасной парашют (ЗП)
  4. Страхующий прибор или AAD (automatic activation device) 

Ранец с подвеской – это основа парашютной системы, к которой подсоединяются остальные элементы. В России вместе с ранцем обычно путешествует и паспорт парашютной системы. В этот пятый элемент парашютной системы вписываются все данные о комплектации, эксплуатации и обслуживании парашюта. При покупке в комплектацию ранца будет входить:

  • само собой сам ранец с вшитой в него подвеской
  • камера, стреньга и вытяжной парашют ОП (медуза)
  • камера, стреньга и вытяжной парашют ЗП
  • свободные концы с клевантами
  • подушка отцепки
  • кольцо ЗП (или подушка вместо него)

 

Проще говоря: ранец – это всё, кроме купола и строп.

 

Ранец выбрать сложнее всего. Очень много деталей. Очень много размеров должно совпасть с вашими потребностями. Очень много опций. Плюс внешний вид многим тоже важен.

Основной парашют при покупке состоит из купола, строп, слайдера и софтлинков (петли, которые соединяют стропы со свободными концами подвески). Изредка вместо софтлинков могут быть металлические карабины, но это устаревшая технология. По центру верхней оболочки купола будет петля для крепления стреньги с камерой и медузой. Ещё раз уточняю: камера, стреньга, медуза, свободные концы и клеванты – это комплектация ранца, а не купола.

Запасной парашют, как и ОП, при покупке тоже состоит из купола, строп, слайдера и софтлинков. Отличие только в том, что на верхней оболочке нет крепления для стреньги, так как на запасном парашюте стреньга с камерой и медузой не крепится к куполу.

Страхующий прибор (AAD, или как ещё некоторые называют – сайпрес/сайперс) состоит из небольшого процессорного блока с батареей. От него идут два кабеля. На конце одного пиропатрон (резак, cutter), у второго – пульт управления. На собранной парашютной системе вы можете увидеть только пульт управления, всё остальное установлено внутри контейнера ЗП.

Теперь вы знаете, что парашютная система – это комбинация четырёх элементов, а не единое целое, как, например, автомобиль.

Все эти элементы универсальны и взаимозаменяемы. Есть международные стандарты, по которым выпускается парашютная техника. Парашютная система может быть собрана из американского ранца, новозеландского основного парашюта, российской запаски и немецкого прибора. И все эти элементы будут отлично сочетаться друг с другом.

 

Теперь подробнее о каждом элементе отдельно.

 

 

КАК ВЫБРАТЬ СТРАХУЮЩИЙ ПРИБОР (AAD)

Пойдём от простого к сложному. Такой важный элемент в парашютной системе как страхующий прибор выбрать довольно просто. В мире всего 3 производителя, каждый из которых предлагает по большому счёту всего 1 модель. И отличий между ними почти нет. Принцип работы одинаков, опций нет, разных вариантов нет, цена почти одинаковая. Вот их преимущества друг перед другом:

 

Название компании и страна

AirTec

(Германия)

Advanced aerospace designs

(Бельгия)

MARS

(Чехия)

Название прибора

CYPRES

Vigil

M2

Срок службы (лет)

15,5

20

15,5

Преимущества

Первый в мире, расширенная гарантия (от 5 лет, вплоть до окончания срока службы), самый простой, ни одного зарегистрированного отказа за ~30 лет, есть версия для wingsuit, возможность планового ТО

Самый большой срок службы, информативный пульт управления

Самый дешёвый, 5 режимов в одном приборе

Недостатки

После попадания в воду необходимо менять фильтр

В середине срока службы необходима отправка прибора производителю для замены батареи (платная услуга)

После попадания в воду необходимо менять фильтр

 

CYPRES – это первый в мире электронный страхующий прибор с современным принципом работы, производится в Германии. M2 и Vigil – по сути его реплики. Стоит признать, весьма качественные и надёжные. Несколько лет назад CYPRES был самым дорогим прибором на рынке с самым коротким сроком службы и обязательным плановым ТО, которое обычно называют – регламент. На данный момент срок службы выровнен с конкурентами, ТО производится по желанию, цена тоже примерно на уровне конкурентов, поэтому остались только плюсы. При прохождении ТО гарантия на прибор будет длиться в течение всего срока службы – 15,5 лет. Vigil и M2 имеют стандартную европейскую гарантию – 2 года. Недавно CYPRES выпустил специальную версию для wingsuit, которой на данный момент нет у конкурентов. Если винг – основная ваша дисциплина, однозначно к этому прибору стоит присмотреться.

 

Преимущество AAD Vigil – срок службы 20 лет (на 4,5 года больше, чем у CYPRES и M2), но в отличие от конкурентов не позднее чем через 12 лет (для более ранних версий – 10 лет) следует обязательная замена батареи на заводе, что добавляет к цене прибора ещё 15-20%.

 

M2 – самый дешёвый прибор, он примерно на 20% дешевле CYPRES и Vigil. Правда, любая поломка спустя 2 года может вылиться в расходы на пересылку, ремонт и переукладку запаски. Также страхующий прибор M2 имеет 5 режимов работы. CYPRES и Vigil – по 4 режима. По факту вы будете всегда использовать только один режим. Максимум 2, если начнёте профессионально прыгать swoop. Поэтому это преимущество важно только для дропзон, которые иногда переставляют приборы из одной системы в другую. На мой взгляд много режимов в одном приборе – это, наоборот, недостаток. Так как чем проще техника – тем она надёжнее. Например, приборы CYPRES выпускаются и в однорежимном варианте. Их вы не сможете по ошибке включить не в том режиме работы, и у программы будет меньше поводов для отказа. Справедливости ради стоит сказать, что М2 в виду низкой цены уже стал очень популярным, и каких-то критичных недостатков у него нет.

 

Пара слов о воздушных фильтрах в CYPRES и M2: это недостаток, но не стоит обращать на него внимание. Во-первых, приводнения грозят в основном свуперам. Скорее всего вы бы не читали эту статью, если бы имели хоть какое-то отношение к свупу. Во-вторых, замена его производится очень легко, быстро, стоит копейки, а запасные фильтры есть у каждого риггера.

 

Резюме. Если вы балдеете от слов «немецкое качество», предпочитаете простоту и надёжность, берите CYPRES. Хотите сэкономить на старте 150-200 евро – тогда M2. Уверены, что будете прыгать 20 лет с одним страхующим прибором – тогда AAD Vigil.

 

 

 

КАК ВЫБРАТЬ ЗАПАСНОЙ ПАРАШЮТ

Запасной парашют выбрать чуть сложнее, но тоже достаточно легко. Производителей уже на много больше, у каждого есть на выбор по 2-3 модели, однако разница между ними минимальна. Это всегда 7 секций, всегда прямоугольная форма, всегда ткань с НЕ нулевой воздухопроницаемостью. Поэтому их надёжность и лётные качества находятся плюс/минус на одном уровне. Но есть нюансы, на которые стоит обращать внимание при выборе запаски:

 

  1. Известность производителя. Чем лучше его знают – тем меньше у вас будет проблем. Во-первых, руководство дропзоны не скажет вам, что вы приехали к ним с самопальной запаской. Во-вторых, продать будет проще, если до этого дойдёт. При этом бренд – не значит превосходное качество, оно у всех более-менее ровное.
  2. Укладочный объём и вес. Эта опция на мой взгляд очень важна. Судите сами: обычно запасной парашют служит 20 лет. Предположим, все 20 лет вы будете таскать у себя на плечах лишние полкило тряпок. Вместо того, чтобы доплатить пару сотен долларов за то, чтобы избавиться от них.
  3. Международная сертификация (TSO). В России нафиг не нужна. И в большинстве случаев за бугром вам тоже разрешат прыгать с техникой без TSO. Но только вам, как гражданину России. И не всегда. Поэтому продать парашют без TSO вы сможете только в России, за границей он даже новый пойдёт только на макет. Плюс слишком придирчивый риггер за границей может отказаться укладывать неизвестную ему запаску, если вам придётся её применить.

 

Наиболее известные в России производители запасных парашютов:

Есть ещё много других производителей, продукция которых не сильно отличается по качеству. Но их в России знают хуже. Сейчас в виду низкой цены становятся популярными ещё украинские и чешские запасные парашюты Standart и Witty Plus.

 

Запасные парашюты с уменьшенным укладочным объёмом и весом предлагают уже почти все. Выделяется среди них PD Optimum. Perfomance Designs шьют её из ткани, которой нет ни у одного из производителей. Субъективно она кажется тоньше и легче, чем «облегчённая» ткань у конкурентов. Хотя по отзывам риггеров конкуренты из более тяжёлой ткани умудряются делать тоже уменьшенный вес и объём. При этом они сильно выигрывают по цене. Облегчённые запаски сейчас – это как смартфон после кнопочного телефона. Уже нет смысла брать «тяжёлые» модели. Надо сэкономить – лучше найти «лёгкую» б/у запаску. Уменьшенный укладочный объём позволяет поставить в маленький ранец купол большей площади, а это очень важно, так как запасные парашюты летают «хуже» большинства основных, и приземления на них могут быть жёстче, ещё и на неподготовленную площадку после отцепки в состоянии стресса.

 

Российские производители парашютной техники никогда не ориентировались на экспорт. Их и свой госзаказ кормит достаточно хорошо. Поэтому ни один российский парашют не имеет сертификат TSO. Некоторые импортные, кстати, тоже. Для граждан РФ и для прыжков внутри РФ это не имеет значения. Обращайте внимание на это только если вы не гражданин РФ и планируете прыгать в других странах.

 

Цены на запасные парашюты зависят от степени известности и понтов производителя. Разработка парашюта стоит огромных денег. Кто-то их придумывает сам и закладывает эти расходы в стоимость парашюта. Кто-то, не стесняясь копирует и предлагает «свой» товар дешевле. Сертификационные испытания и организация соответствующего производства – тоже очень дорогой процесс. Поэтому сертифицированные парашюты дороже. Многие производители официально сертификацию не проходят, поэтому имеют возможность снижать цену. Это всё значит, что от цены не будет зависеть качество материалов или изготовления.

 

Резюме.

 

Самая дорогая, самая понтовая, маленькая и лёгкая сертифицированная запаска – PD Optimum. С ней вероятность каких-либо проблем минимальна, а прыжки будут наиболее комфортны.

 

Если есть цель сэкономить, просто определите сумму, которую готовы потратить, и исходя из неё выбирайте. Чем меньше потратите – тем больше вероятность формальных проблем при использовании и продаже. Но это не значит, что они обязательно возникнут.

 

Планируются прыжки за границей – ищите купол с сертификатом TSO. Например, Aerodyne Smart или Icarus Reserve.

 

Не экономьте на облегчённых версиях: спустя время каждые лишние 500 грамм на ваших плечах будут ощущаться всё тяжелее и тяжелее.

 

 

 

 

 

КАК ВЫБРАТЬ ОСНОВНОЙ ПАРАШЮТ

 

Дела с основными парашютами обстоят сложнее, чем с запасками. А в виду того, что основной парашют мы используем примерно в 500-1000 раз чаще запасного, ошибиться в выборе будет обидно. Вот, чем они могут друг от друга отличаться:

  1. Производитель. В мире их очень много. Даже считать не буду, но из достаточно известных десяток наберётся точно.
  2. Форма купола. Прямоугольник, полу-эллипс, эллипс.
  3. Количество секций. 7 или 9 секций, с обычными нервюрами, с косыми нервюрами, комбинированный.
  4. Материал купола. F111 или ZP. Есть ещё несколько типов экзотических облегчённых тканей.
  5. Материал и толщина строп. Вектран, микролайн, дакрон…
  6. Цена в конце концов.

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

 

Рекомендация по выбору производителя такая же, как и с запасными парашютами. Чем он известнее – тем меньше с ним будет проблем. Но добавляется новый фактор – лётные качества. У запасок они более-менее одинаковые. У основных же отличаться могут очень сильно. Крупные мировые производители имеют возможность заниматься разработкой куполов, их постоянным тестированием и доводкой. В последнее время активно используется компьютерное моделирование. Производители помельче иногда просто покупают чужой хорошо известный купол, распарывают, снимают лекала, масштабируют для получения полноценного размерного ряда – и пускают в производство после собственных испытаний. Всё, что они в лучшем случае придумывают сами – это название и цену (в полтора-два раза ниже «оригинала»). В худшем случае решают что-то ещё улучшить… И ухудшают. При этом, конечно, и оригинал, и копия работают. Открываются, летают и приземляются. Иногда почти одинаково. Иногда разница ощущается.

 

Наиболее известные мировые производители, которые сами занимаются разработкой своих куполов – это NZ Aerosports (бывший Icarus Canopies), Perfomance Designs и Aerodyne. Первый находится в Новой Зеландии, двое других в США.

 

Небольшое лирической отступление. Раньше была компания Icarus Canopies с офисом в Новой Зеландии и производством в Испании, которое было отдано на аутсорс крупному парашютному заводу. Со временем новозеландцы нарастили свои производственные мощности и приостановили работу с испанцами. Детали этого развода не известны, но в результате получилось две компании – NZ Aerosports (в Новой Зеландии) и Icarus World (в Испании). Один производитель оставил себе название компании, другой оставил логотип и названия куполов. Оба производителя моментально обновили свои линейки моделей, чуть-чуть их переименовали и внесли огромную путаницу в головы парашютистов на пару лет минимум. С момента развода и полного обновления линейки NZ дополнительно обновил ещё 1 купол и разработал 1 новый. Плюс они выпускают топовые купола для скоростного пилотирования, которые регулярно обновляют мировые рекорды. Именно поэтому в мой топ-3 вошли именно NZ Aerosports, а не Icarus World, которые за всё время почти ничего интересного не добавили.

 

Например, вот видео мирового рекорда на куполе от NZ Aerosports

 

 

 

В России ещё две наиболее известные компании – это российская Paraavis и украинская Skylark. В виду низкой цены они довольно популярны у нас, а Paraavis ещё и активно работает на государство.

 

Резюме. Хотите «последнюю модель» известную во всём мире – вам в NZ Aerosports. Вы консервативны, но всё также хотите известную марку – в PD, Aerodyne или Icarus World. Они меньше занимаются обновлением своих моделей и выпускают их десятилетиями. Нужно сэкономить – Paraavis и Skylark вам в помощь.

 

Небольшое дополнение: В мире иногда появляются примеры, когда небольшой производитель парашютной техники не выдерживает конкуренцию и закрывается. Соответственно, пользователи лишаются его технической поддержки. Например, не могут заказать новый комплект строп на купол. С крупными производителями вероятность таких проблем минимальна.

 

 

 

ФОРМА КУПОЛА

 

Если вы читаете эту статью, скорее всего вам подойдёт прямоугольник или полу-эллипс (это почти одно и тоже), но всё же чуть разберёмся в нюансах на будущее.

 

Прямоугольник более стабилен на открытии и в полёте, менее подвержен отказам. Он допускает меньшую загрузку купола и проще в управлении. Именно поэтому студенческие парашюты, запаски и купола для BASE делаются именно прямоугольной формы. Соответственно, для начинающих рекомендуются именно такие купола.

 

Полу-эллипс обычно чуть заужен на законцовках крыла. То есть, крайние секции купола чуть короче остальных. Иногда заужают только по задней кромке, делая её изогнутой, а спереди оставляют прямоугольную форму. Или наоборот. По большому счёту прямоугольник и полу-эллипс – это одно и тоже. Не стоит бояться этого словосочетания. Если вы уже прошли AFF, скорее всего полу-эллипс по опыту будет вам соответствовать, а летать с ним будет интереснее и приятнее. Главное - не лихачить и не превышать допустимую загрузку.

 

Эллипс, как и полу-эллипс заужен на краях, но уже в большей степени. Там уже закругляют и заднюю, и переднюю кромку, и не на одну секцию, а минимум на 2, а то и целиком. Если расстелить рядом прямоугольник и полу-эллипс, разница будет не заметна с первого взгляда. Расстеленный эллипс будет явно отличаться от них обоих. Такая форма купола необходима для улучшения лётных качеств. Эти купола больше летят вперёд и меньше вниз, в отличие от прямоугольников. Они могут при равной площади нести больший вес. Но при этом становятся более сложными в управлении.

 

Резюме. Выбирайте прямоугольник или полу-эллипс, если вы прыгаете с загрузкой до 1,5. Перешагнули этот рубеж – ищите себе новый купол эллиптической формы. Мы обязательно напишем, что такое загрузка, и как её рассчитать, но пока вы можете обратиться к нам, к гуглу или к своему инструктору с этим вопросом.

 

 

КОЛИЧЕСТВО СЕКЦИЙ (ЯЧЕЕК)

 

Сейчас едва ли вы встретите купола с количеством секций, кроме как 7 или 9. Первые крылья были пятисекционными. Где-то вы наверняка могли видеть слова «27-секционный», но это просто другая система подсчёта для косонервюрных куполов. В большинстве случаев выбор стоит между 7 и 9 секций. Нет… Неправильно. В большинстве случаев этот выбор вообще не стоит, так как для большинства прыжков наиболее оптимально подходят девятисекционные купола. Использование семи секций должно быть осознанно и оправдано.

 

 

Семисекционные купола имеют меньшее удлинение и более толстый профиль. В итоге они хуже летают. Приземления с ними менее комфортны. Но в то же время они более стабильны на открытии и в полёте. Поэтому семисекционные парашюты используются в специфичных дисциплинах, где стабильность и устойчивость купола важнее его лётных качеств. Это такие дисциплины как wingsuit, купольная акробатика, точность приземления и BASE. Если вы не планируете сделать для себя одну из этих дисциплин основной, можно не обращать внимание на 7 секций.

 

 

Девятисекционные, как вы уже поняли, лучше летают. С ними приятнее и интереснее. Они дальше летят по горизонту. Соответственно, если вы открылись далеко от площадки приземления, шансов до неё долететь будет больше.

 

 

Пара слов о косых нервюрах. Они используются в большинстве случаев в эллиптических куполах. Очень маленьких и быстрых. Поэтому если вы это до сих пор с интересом читаете, бойтесь этого словосочетания. Хотя компания Skylark уже применяет эту технологию даже во вполне спокойных моделях для спортсменов с небольшим опытом.

 

Резюме. Выбирайте из семисекционников, если планируете прыгать с этим куполом в вингсьюте. Или для прыжков на купольную акробатику, точность или BASE, но для этих дисциплин используются специальные купола, а не просто любой семисекционник. Во всех остальных случаях ваш вариант – 9 секций.

 

 

 

МАТЕРИАЛ КУПОЛА

 

Как и с количеством секций, выбор не сложный. Почти все современные купола шьются из ткани с нулевой воздухопроницаемостью. Ещё её называют нулёвкой или ZP (zero porosity). Ткань с частичной воздухопроницаемостью называется F111, используется она в основном на запасных парашютах и куполах для точности или BASE-прыжков.

 

Частный случай – компания Aerodyne. Она эксклюзивно предлагает купола из ткани ZPX. Производитель заявляет те же характеристики, что и у обычной ZP-ткани, при этом ZPX легче и тоньше примерно на треть. На практике действительно купола из этой ткани значительно легче и меньше по объёму. Но по износостойкости мнения делятся на противоположные. Субъективно при укладке действительно кажется, что купол из ткани ZPX уже через 200-300 прыжков перестаёт «держать воздух», хотя из обычной ткани такие ощущения появляются в 2-3 раза позже. В виду низкой популярности этой опции в России сложно собрать отзывы владельцев в достаточном количестве.

 

Также некоторые производители предлагают купола из комбинации тканей ZP и облегчённой F111. А точнее из PN9. Её применяют далеко не на всех моделях и не все производители. Предлагается в основном на куполах для wingsuit-прыжков (Horizon, Kraken, Om-7), так как там меньший укладочный объём и более тонкий профиль ранца даёт небольшое преимущество в соревнованиях.

 

И совсем экзотика – парусная ткань на топовых куполах компании NZ Aerosports. Она значительно объёмнее и тяжелее обычной ZP, но при этом улучшает износостойкость и лётные качества. Применяется только на куполах для swoop, более это нигде не актуально.

 

Резюме. В большинстве случаев вам не придётся делать выбор между тканями, так как почти все основные парашюты сейчас шьются из ткани ZP. Если вам необходимо значительно снизить вес и объём купола – смотрите модели из ткани PN9 у Perfomance Designs, NZ Aerosports или Icarus World, или из ZPX у Aerodyne. Но на то должны быть действительно веские причины, так как облегчённая ткань быстрее теряет свои свойства и обладает меньшим ресурсом.

 

 

 

МАТЕРИАЛ СТРОП

 

На большинство куполов ставятся стропы из двух типов материала – вектран и микролайн. На большие и медленные купола иногда ставят дакрон. На маленькие и скоростные часто ставят HMA. В науку вдаваться не будем, а сразу перейдём к ключевым отличиям.

 

Вектран. В процессе износа становится «лохматый». Длина строп незначительно может меняться. Прям совсем незначительно. На практике при нормальной эксплуатации может прослужить более 1000 прыжков (по общепринятым рекомендациям менять нужно уже через 500 прыжков). Но после 600-700 смотреть на изношенные лохматые стропы будет всё страшнее и страшнее. Это универсальный тип строп, который может быть установлен почти на любой купол.

 

Микролайн. В процессе износа становится короче. А так как крайние стропы купола изнашиваются больше из-за трения о слайдер, соответственно, короче они становятся не равномерно. Микролайн может прослужить дольше вектрана, но из-за нарастающей разницы в длине строп купол теряет свои первоначальные качества, начинает хуже открываться и летать. В виду этой особенности микролайн не ставится на скоростные косонервюрные купола.

 

HMA. В процессе износа почти не подаёт никаких сигналов. Лучше всех сохраняет свою первоначальную длину. Значительно тоньше и легче вектрана, создаёт меньше сопротивления воздуху во время полёта. Поэтому преимущественно ставится на скоростные парашюты для swoop. Но порваться может внезапно. Поэтому менять стропы приходится не по мере износа, а «по пробегу».

 

Дакрон. Ставится на большие и медленные парашюты (студенческие, точностные и BASE). Практически не имеет износа в нормальных условиях. Экономически очень выгоден. Плюс он слегка эластичен и снижает динамическую нагрузку при жёстких открытиях парашюта. Но это самый тяжёлый и толстый материал.

 

Название строп имеет добавочный цирфовой код. Например, 500, 750 или 1000. Бывают и другие. Эта цифра означает прочность стропы на разрыв. Измеряется в фунтах. То есть, стропа Vectran-500 должна выдержать груз весом в 500 фунтов. Чем больше это число – тем дольше стропа прослужит, тем она будет тяжелее и толще. Обычно основные стропы делают прочностью от 500 до 750, а стропы управления – 1000.

 

Резюме. В большинстве случаев, если на выбор предлагается разный материал строп, стоит выбирать вектран. Он долго служит и не меняет характеристики купола, это золотая середина. Хотите реже менять стропы (не раз в 500-700 прыжков, а раз в 1000, например) – вам микролайн, но это уже прошлый век. Вы свупер (хотя свупер и так это всё знает) – скорее всего вы выберете HMA или особо тонкий вектран. А если пока вы прыгаете с тем, что выдают, возможно попадётся и дакрон. Сознательно дакрон выбирать стоит только если вы точнист или бэйсер. Чем толще стропы – тем дольше они прослужат, но и тем тяжелее они будут.

 

Особое внимание выбору строп стоит уделять людям с большим весом. Точнее не с большим, а с огромным. Например, килограмм 120 и более. На всякий случай лучше перед заказом согласовать прочность строп с производителем.

 

И пара слов о замене строп. Общепринятая рекомендация - менять стропы после 500 прыжков. Но всегда нужно независимо от количества прыжков контролировать их состояние. Иногда комплект «ходит» и 1000, и 1500 прыжков. А иногда требует замены уже после 200. Стропы управления рекомендуется менять чаще в 2-3 раза. Замена строп – довольно трудоёмкая, но технически не сложная процедура, на многих аэродромах риггер может сделать это сам, без отправки купола на производство.

 

И О ЦЕНЕ

 

Цена не является явным показателем качества. Все известные производители выпускают качественную технику. Качественную – это значит безопасную и комфортную. А высокая или низкая цена связана обычно с множеством других факторов. NZ Aerosports и Performance Designs очень много денег вкладывают в разработку, испытания и сертификацию своих куполов, и все эти расходы заложены в их стоимость. По их ценам вы получаете сертифицированный «высококлассный оригинал». Видите цену ниже – значит на чём-то производитель сэкономил. Возможно, скопировал чужой купол. Или не сертифицировал его. Или не тратится на рекламу. Или использует менее технологичный материал. Или всё сразу. Если вас это устраивает, вы можете смело заказывать дешёвый купол и не бояться, что он у вас внезапно порвётся. Ни один известный производитель не экономит на качестве и безопасности, так как всего один косяк может убить весь его бизнес. Дешёвый парашют может быть чуть тяжелее или объёмнее, может немного хуже летать, но он будет не менее безопасен дорогого.

 

ИТОГ

 

А теперь вкратце, чтобы вам всё стало понятно:

 

В первую очередь перед выбором основного парашюта определитесь с дисциплиной, которой вы будете заниматься.

 

Для классического парашютизма и многоборья вам потребуется специальный точностной купол (Para-Foil – самый известный из них. Но далеко не самый современный).

 

Для купольной акробатики парашюты тоже сильно отличаются от остальных (многие выбирают Triathlon или Storm).

 

Планируете прыгать в вингсьюте – вам нужен спокойный прямоугольный семисекционник с небольшой загрузкой (оптимизированы под винг купола Kraken и Horizon).

 

Особая тема – BASE-прыжки. Для них вся система вместе с ранцем и подвеской будет другая.

 

Если в ваших планах нет вышеперечисленных дисциплин, вам нужен более-менее универсальный купол. В зависимости от опыта это может быть девятисекционный прямоугольник (он же полуэллипс) или эллипс. 

 

Иногда вы можете использовать облегчённую ткань. Ваша парашютная система станет легче и меньше. Но у неё есть и минусы – повышенная стоимость и меньший ресурс.

 

Наиболее универсальный вариант материала строп – вектран. Выбирайте другой, только если у вас есть на то действительно веские причины. Если вы имеете огромный вес и открываетесь на больших скоростях, согласуйте прочность строп с производителем.

 

Не бывает одинаковых товаров по разной цене. Экономия обязательно повлечёт ущерб в чём-то. По возможности лучше не жадничать. Но дешёвый парашют от известного производителя всё равно не убьёт вас и прослужит примерно столько же, сколько и дорогой.

 

Выбирая экзотического производителя, вы больше других рискуете остаться без техподдержки. А также продать его технику будет сложнее.

 

 

КАК ВЫБРАТЬ РАНЕЦ

Это самый сложный этап выбора. Производителей по миру – несколько десятков. Только в России их недавно было 5 штук (сейчас 3). У всех разные конфигурации, разный дизайн, куча типов тканей и опций, некоторые из которых запатентованы. Но всё же аки скульпторы мы можем отсечь всё лишнее и сузить выбор до приемлемого.

 

Вот на что при выборе стоит обращать внимание:

  1. Производитель
  2. Конструкция клапанов
  3. Удобство подвесной системы
  4. Набор опций

 

Вроде не много. Но придётся отдельно разобраться, какие опции существуют, и нужны ли они именно вам.

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

 

В целом после выбора прибора и куполов вам уже должно быть понятно, на что ориентироваться. Здесь без сюрпризов. Чем известнее и крупнее производитель – тем выше вероятность получить беспроблемный товар.

 

Мелкие производители иногда закрываются и оставляют пользователей без техподдержки и запчастей, а на ранце это требуется чаще всего. Молодые производители по началу могут допиливать свой ранец и периодически выпускать бюллетени с требованием доработок, а это иногда требует отправки ранца на завод. Не все занимаются сертификацией. Это не значит, что ранец молодой или мелкой фирмы будет менее прочный и надёжный. Но продать его иностранцу будет сложнее. Размерный ряд может быть не такой широкий. Могут быть недочёты по комфорту. В общем, может быть много мелких недостатков, которые не особо влияют на безопасность, но в целом картину портят.

 

Наиболее известные мировые производители парашютных ранцев:

  • UPT (United Parachute Technologies, ранец Vector)
  • SunPath (ранец Javelin и Aurora)
  • Aerodyne (ранец Icon)

 

Эти фирмы популярны во всём мире, и у нас в том числе.

 

И ещё просто списком несколько менее популярных: Rigging Innovations, SIFE, Sunrise Manufacturing, Peregrine Manufacturing, NA Aerodynamics, Strong, Velocity Sports, MARS… До недавнего времени были ещё Parachutes de France и Parachute Systems.

 

В России, кроме иностранных, наиболее популярны две действующие компании:

…да, я не отнёс украинскую фирму к иностранным, хотя следовало…

 

Также были ещё российские компании Atmosphere Gear (ранец Quest) и Parazone (ранец Status), сейчас ещё можно встретить их ранцы на рынке б/у техники, но новые уже несколько лет не выпускаются.

 

Выбирая из первых трёх иностранных производителей, вы можете быть уверены, что в любом случае получите продукт с надёжной техподдержкой, всеми необходимыми сертификатами, со всеми последними мировыми фишками и наворотами и с известным во всём мире именем. Ни на одной крупной дропзоне вас не спросят, что это за ранец и точно ли можно с ним прыгать. Ни один потенциальный покупатель вашей б/у техники не усомнится в качестве товара. В целом между собой эти производители почти равнозначны, а в деталях разберёмся позже.

 

Выбирая производство компаний Paraavis и SkyWideSystems вы тоже получите качественную, безопасную вещь. Преимущества SWS в том, что они постоянно совершенствуют свою технику и разрабатывают что-то новое. В итоге совсем недавно они выпустили свой новый ранец Fire-2, который на данный момент уже почти ничем не уступает крутым западным ранцам. Они даже сертифицировали его по международному стандарту TSO-C23b. Естественно, SWS предлагает всё по очень вкусным ценам. Преимущество Paraavis – в цене в первую очередь. Во вторую – в близости производства. Заводской ремонт произвести будет несравненно проще.

 

Резюме. Выбирайте технику известных фирм, с ней меньше вероятность огрести проблемы в процессе эксплуатации. Хотите сэкономить – смотрите ранцы SWS и Paraavis. SWS на данный момент почти не уступает западным конкурентам, но цену предлагает в 1,5-2 раза ниже. Хотите что-то совсем бюджетное или вы просто патриот – вам за ранцем Spirit от Paraavis, но это крайне утилитарный вариант с рядом ограничений.

 

КОНСТРУКЦИЯ КЛАПАНОВ

 

Предохранительные клапана ранца выполняют очень важную функцию: прикрывают свободные концы с клевантами и шпильки зачековки ОП и ЗП от внешнего воздействия. Ещё 10 лет назад, когда самым крутым и популярным направлением в парашютном спорте была групповая акробатика, функция предохранительных клапанов была минимальна, так как ранец преимущественно находился в зоне затенения и не подвергался воздействию набегающего потока. В те времена если в самолёте шпилька не вылетела – уже хорошо. Сейчас, когда каждый второй прыгает фрифлай, фристайл или вингсьют, да ещё и летать стали на скоростях в полтора раза выше, работа предохранительных клапанов стала чуть ли не ключевой в обеспечении безопасности.

 

Магнитные плечевые клапана, прикрывающие свободные концы, впервые появились на ранце Vector от UPT. Прошло много времени, прежде чем остальные производители скопировали эту технологию. В настоящее время это, по сути, уже становится стандартом. Aerodyne, SunPath, SIFE, SWS, MARS – эти производители используют подобную фишку с магнитами. Может быть и ещё кто-то… Моё личное мнение: нет магнитных плечевых – сразу мимо. Хотя есть ранцы с удачной конструкцией плечевых без магнитов, и по хорошему их не стоит списывать. А может вы планируете прыгать только точность или купольную акробатику? Тогда для вас плечевые клапана не имеют никакого значения.

 

Предохранительные клапана шпилек на современных ранцах работают хорошо. Но только при условии соответствия размеров куполов и ранца. Если в ранец под купол площадью 150 поставить 190-й, клапана контейнера разойдутся на столько, что предохранительный клапан перестанет работать. Зависит, конечно, ещё и от укладки, и от степени износа. По личным субъективным наблюдениям могу сказать, что я видел открывающиеся предохранительные клапана основного парашюта и на дорогущих ранцах Vector и Javelin, и на самых дешёвых Spirit. Но почему-то на Spirit это происходило на много чаще… Даже на новых, даже при соответствии размеров и правильной укладке. Это похоже на антирекламу, но у данной статьи нет такой задачи, тем более эти ранцы мы тоже продаём. Открывающийся предохранительный клапан на запаске – это нонсенс. Хотя на старых моделях некоторых ранцев и они были замечены. Сейчас эту проблему все производители решили.

 

Резюме. Планируете прыгать фрифлай, фристайл или в вингсьюте – выбирайте ранцы с магнитными плечевыми, они надёжнее держатся в любом положении тела на любой скорости. Выбрали групповую акробатику на пузе или большие формации – ваш ранец всё время будет в затенении, если никто внезапно вас не протаранит. А скорость падения будет небольшая. Поэтому можно чуть ослабить требования к конструкции клапанов. Прыгаете дисциплину не связанную со свободным падением (точность, купольная акробатика, свуп) – вам подойдёт любой хлам, который не развалится по пути к самолёту.

 

УДОБСТВО ПОДВЕСНОЙ СИСТЕМЫ

 

Прошли времена, когда парашют должен был только лишь спасать жизнь, а для комфорта приходилось надевать одежду потолще. Теперь он должен мягко и нежно обнимать ваше тело… Более-менее с этой задачей все производители справляются на равных. Только Paraavis слегка отстал: до сих пор даже за доплату не предлагают дышащую спинку, которую делают уже на любом самом дешёвом школьном рюкзаке.

 

НАБОР ОПЦИЙ

 

И это самый интересный этап. Цена ранца сильно зависит от опций. Какие-то из них просто необходимы. Какие-то могут быть даже опасны. Разберёмся с каждой по отдельности.

 

 

RSL (reserve static line) + Sky Hook

 

В России эту штуку называют «транзит». Относительно недавно ещё мало кто знал, что это такое, а теперь местами он является обязательным элементом на парашютной системе у начинающих. Что делает RSL, вам должны были объяснить ещё в школе. Но если вы из тех времён, когда из трёх букв таких слов не было, то вкратце расскажу. Эта фигня состоит из узкой тонкой ленты длиной около 40см. С одной стороны у неё карабин, который цепляется к свободным концам основного парашюта. Карабин легко и быстро отсоединяется при необходимости. С другой – маленькое кольцо, через которое пропущен трос кольца запасного парашюта. При отцепке, если основной парашют улетает, транзит тянет за собой трос кольца ЗП и автоматически раскрывает запаску. Всё очень красиво и благородно: вы ещё кольцо не схватили, а запаска уже открывается. Но в некоторых случаях RSL необходимо отключать. Это довольно редкие ситуации, но они есть. И, например, в свободном падении это может быть проблематично. По мнению многих очень опытных парашютистов от транзита пользы больше, чем вреда. Да и статистика говорит о том, что случаи, когда транзит спасал жизнь (или когда мог бы спасти) – были. А вот случаев, когда RSL кого-то убил – нет.

 

На момент написания статьи в России на многих дропзонах транзит является обязательным элементом парашютной системы у парашютистов с количеством прыжков менее 200. Если вы относитесь к этой категории, вам даже думать не надо, ставить его или нет. Если же вы более опытный, попробуйте найти вескую причину для отказа от RSL. А пока короткая история о том, как транзит мог спасти жизнь, но на системе его не было.

 

Прыгает мой друг. Прыжок в вингсьюте большой площади. На открытии получает закрутку, которую не удаётся устранить. Отцепляется. Тем временем кольцо запасного парашюта провалилось внутрь костюма (из-за его особенностей). Попытки его достать к успеху не привели. Решение проблемы оказалось очень отчаянным, но скорее всего единственно верным – прекратить все попытки достать кольцо, сложить крылья, встать на голову и разогнаться посильнее, чтобы хватило скорости для срабатывания страхующего прибора. Прибор сработал, друг мой жив, поэтому эту историю мы знаем в ярких подробностях, и даже видео имеем. Был бы транзит – в данном конкретном случае он бы спас жизнь раньше страхующего прибора. А если бы прибор был выключен?.. Видео, естественно, прилагается.

 

 

Ещё один известный случай произошёл на всем известном российском аэродроме. У спортсмена несколько сотен прыжков. Долго пытался устранить отказ. Отцепился низко и несколько секунд стабилизировал падение. Столкнулся с землёй под наполняющимся запасным парашютом. RSL в данном случае мог бы спасти жизнь.

 

Эволюцией RSL стала система SkyHook, которую по традиции придумал Bill Booth, основатель United Parachute Technologies. Эволюция оказалась очень удачной и запатентованной, поэтому у некоторых производителей эта идея воплотилась в другом исполнении и с другими названиями. MARD, RAX, DRD, ИТД… Суть их заключается в одном: с помощью RSL к свободным концам крепится не только шпилька запасного парашюта, но и часть его стреньги. Соответственно, отцепленный основной парашют становится огромным вытяжным парашютом запаски. Раскрытие запасного парашюта в этом случае происходит не только в автоматическом режиме, но и в разы быстрее. Грубо говоря, если вы нарушили все инструкции и решили отцепиться на высоте 150 метров, скайхук даёт вам большие шансы на спасение. Хотя доводить до такого предела, конечно, ни в коем случае не стоит. Ещё одна функция скайхука – додёргивание троса отцепки свободных концов с противоположной от RSL стороны. То есть, если по какой-то причине у вас отцепилась пара СК с транзитом, тогда вторая пара отсоединится автоматически. Если запутались, забейте и поговорите об этом с инструктором. В общем, штука умная, полезная… и дорогая. А в случаях, когда она реально оказывается нужна, становится бесценной. Также небольшой бонус этой системы: фрибэг приземляется вместе с отцепленным основным парашютом, и потерять его становится сложнее.

 

Посмотрите видео о том, как создавался SkyHook, и как он работает, это поможет принять вам правильное решение.

 

 

Выбирая для себя установку RSL обращайте внимание на то, что карабин может быть изготовлен из латуни или нержавейки. Разница в цене у них обычно ощутимая. Имейте в виду, что латунный карабин подвержен износу. Если его постоянно дёргать, через несколько лет он может просто развалиться. Карабин из нержавейки прослужит столько же, сколько и весь ранец.

 

 

Шпилечные клеванты

 

Как вы наверняка знаете, у клевант на основном парашюте два «носика», которые иногда вылетают. В результате стропа управления расчековывается и после открытия в лучшем случае вы получаете вращение, в худшем – закрутку с вращением.

 

Есть два варианта шпилечных клевант. В первом (и основном) варианте верхний носик меняется на шпильку. Похожую на ту, которой чекуется основной парашют, только прямая, а не изогнутая. А в дополнение к нижнему носику идёт ещё один ему навстречу. Правильная конструкция (или неправильная, но немного доработанная) практически исключает такой отказ как выбитая клеванта, так как она на много надёжнее крепится при укладке. Лично у меня примерно за 2000 прыжков со шпильками не было ни одного такого отказа. На фото выше изображён именно этот вариант шпилечной клеванты.

 

Второй вариант понтовый, но бессмысленный. В нём на шпильку меняется нижний носик клеванты. Зачем – мне лично не понятно, так как никакой пользы это не несёт. Собственно, и вреда тоже.

 

 

Антитвисты

 

Это небольшие металлические шланги, которые вшиваются в каналы, куда убираются концы троса подушки отцепки на свободных концах. Идея в том, что при сильной закрутке концы могут перекрутиться до такой степени, что зажмут собой тросы и выдернуть подушку будет очень тяжело. Антитвисты эту проблему решают.

 

 

Кольца на подвесной системе

 

Вспомните пряжки, к которым подсоединяются свободные концы ОП. Которые являются самым большим кольцом из трёх в КЗУ. Такие же пряжки устанавливаются на подвесной системе в районе бёдер и груди. С ними подвеска становится более комфортная и гибкая. Раньше считалось, что она обязательно должна быть такой у фрифлаистов, так как они много двигаются и меняют положение тела. Сейчас, когда дисциплина развивается, а скорости падения растут, оказывается, что во фрифлае кольца на груди могут наоборот мешать. Из-за большой подвижности плечевых обхватов под определённым углом к потоку ранец начинает сдувать с плеч. Поэтому от колец на груди стали отказываться. А на бёдрах наоборот многие производители кольца ставят по умолчанию. Их единственный минус – дополнительный (хоть и незначительный) вес.

 

 

Железо – нержавейка или чёрное

 

В первую очередь эта опция задумывалась для красоты. Выбираете нержавейку – и всё железо в вашей подвесной системе приятно блестит. Чёрное, соответственно, становится чёрным. Функционально друг от друга оно ничем не отличается. Но есть производители, которые по умолчанию используют железо покрытое кадмием. Оно не менее прочное и тоже устойчиво к коррозии, но имеет менее привлекательный внешний вид. А самое важное – это пряжки ножных обхватов. Дешёвые пряжки имеют не очень удачную конструкцию и при определённых обстоятельствах могут слегка «травить» или ослабляться. Бывали случаи, когда в свободном падении из-за этого ножной обхват расползался полностью, на всю длину ленты. Не расстёгивался (это уже совсем невероятный исход), но отсутствие симметрии на открытии гарантированно приводило к проблемам. При выборе «дорогого» железа (нержавейка или чёрное) с большой вероятностью производитель поставит вам на ножные обхваты пряжки типа Flip-Flop (если вы понимаете, о чём я…). Они эту проблему решают полностью. Как бы вы ни износили ленту ножных обхватов, как бы ни елозили сидя в самолёте, ножные останутся в том же положении, в каком и были. Только из-за этого я не пожадничал и поставил «дорогое» железо на свою первую арендную систему. И вам крайне рекомендую.

 

 

Регулируемая подвесная система

 

Эта опция добавляет одну или две пары пряжек. Либо только на главную лямку ниже приводов отцепки и запаски, либо ещё и на поясной обхват (там, где у вас почки). В 99% случаев актуально для арендных парашютных систем. Для личного использования есть смысл их ставить только в трёх случаях. Во-первых, если вы покупаете систему на несколько человек. Например, на семью. Да, муж и жена или отец и сын могут быть парашютистами с разными габаритами и единым бюджетом, который позволяет покупку только одной системы на двоих. Во-вторых, если ваш вес может меняться в пределах 20-30 кг. Такие случаи тоже бывают. В-третьих, если вы хотите проще продать парашют в будущем. Минусы этой опции – цена, дополнительный вес и дополнительные точки контроля. Да, приходится постоянно следить за симметрией и за слабиной лент, которые так и стремятся куда-то вылететь на большой скорости. Поэтому нужно иметь действительно веские причины для заказа этой опции.

 

 

Карабины

 

На ножные обхваты и на грудную перемычку вместо обычных пряжек можно установить карабины. Снимать и надевать систему с ними становится на много удобнее. А вот таскать её и контролировать карабины – нет. Опция актуальна только для больших парашютов. Например, для тандемов. Карабин на грудной перемычке – вообще пережиток прошлого и не понятно, зачем он нужен. Исключение – военное назначение. Если после приземления нужно максимально быстро скинуть подвеску, карабин на грудной может помочь. Но это не про нас.

 

 

Коллапс медузы ОП

 

Внутри стреньги ОП по всей длине протягивается стропа. Один её конец вместе со стреньгой крепится к основному парашюту, второй – к вершине медузы с внутренней стороны (вместе с центральной стропой). После открытия эта стропа втягивает вершину медузы и складывает её так, что она оказывает минимум сопротивления. У этой опции два минуса. Во-первых, каждый раз при укладке необходимо расколлапсировать медузу, иначе можно получить полный отказ. Во-вторых, примерно раз в 500 прыжков стропу надо менять. Стоит копейки, занимает 10 минут, в случае обрыва стропы к отказу не приводит, но делать это всё равно надо.

 

 

Подушка вместо кольца ЗП

 

Опция для уверенных в себе и неуверенных в партнёре. С ней, как следует из названия, вместо кольца запасного парашюта будет установлена подушка, как и подушка отцепки. Она надёжнее держится в кармане и снижает вероятность непреднамеренного открытия. Когда, например, ваш партнёр в прыжке активно размахивает руками и хватается за всё подряд, шанс случайно зацепить кольцо на много выше, чем подушку. При этом выбирая подушку вместо кольца надо быть уверенным в том, что в нужный момент вы сможете надёжно её ухватить и выдернуть. На самом деле никаких особых проблем это не вызывает. Выдернуть её не сложнее, чем подушку отцепки. Но всё же я должен вас слегка предостеречь. Опция как правило пользуется спросом у фрифлаистов. Цвет подушки ЗП рекомендуется выбирать контрастный и отличный от цвета подушки отцепки, чтобы было меньше соблазна их перепутать.

 

 

3D spacer foam (дышащая спинка)

 

Без этой опции сейчас уже почти невозможно найти городской или туристический рюкзак, а вот до парашютистов она добралась не так давно. С ней подвесная система становится на много комфортнее – и мягче, и хоть как-то вентилируется. В общем – вещь. Хоть и стоит она как целый туристический рюкзак.

 

 

Lazy bag (камера ОП без резинок)

 

Весьма сомнительная опция, у которой хватает и лютых сторонников, и противников. С ней на камере ОП резинки используются только для зачековки камеры. А остатки строп убираются в специальный карман. Как на куполах для BASE или как на запасках. Опция призвана снизить вероятность закруток в виду более ровного выхода строп. Обычно её выбирают те, кто большую часть прыжков делает в вингсьюте. Минус в том, что укладывать стропы в неё менее привычно и занимает чуть больше времени. Если вы не укладываете сами, то с такой камерой укладчики вас могут недолюбливать.

Кстати, вот видео, где показана работа такой камеры.

Стропорез

 

Для тех, кто умеет им пользоваться, в случае необходимости он будет бесценен. И если уж выбирать стропорез, то лучше металлический, хоть он и дороже. Дешёвый пластиковый может сломаться быстрее, чем отрезать лишнее. Если вы не умеете им пользоваться, всё равно лишним он не будет, только обязательно спросите инструктора, что и в каких случаях им можно сделать. На некоторых аэродромах стропорез является обязательным элементом снаряжения, без которого прыгать могут не пустить.

 

Запчасти на случай отцепки

 

В них может входить фрибэг с медузой ЗП, кольцо ЗП, подушка отцепки, свободные концы ОП, камера со стреньгой и медузой ОП. В общем, всё, что улетает при отцепке. Такой комплект будет бесценен, если вы отцепились в крайнем взлёте, на закате, где-то над глухим лесом, в снежную зиму, да ещё и по всем правилам выбросили и подушку, и кольцо. Тогда вы просто покупаете себе новый основной парашют, и сразу продолжаете использовать систему. Если, конечно, шок от потери пары тысяч долларов не убьёт в вас всю любовь к парашютному спорту.

 

 

Wingsuit-mod (или распашной контейнер ОП)

 

В стандартном исполнении боковые клапана и нижний клапан контейнера ОП частично сшиты между собой. Это совершенно нормально при стандартном открытии. Но в вингсьюте открытие происходит с горизонтальной скоростью, и камера из ранца выходит не вверх, а назад и вверх. Пришитый нижний клапан создаёт помеху на открытии и иногда приводит к закруткам. С опцией wingsuit-mod боковые и нижний клапан не сшиваются между собой и не создают на открытии никаких помех. Недостатки этой опции – слегка изменённый внешний вид и чуть осложнённая укладка. Wingsuit-mod не стоит вашего внимания, если большую часть прыжков вы будете открываться в стандартном положении.

 

Удлинённая стреньга ОП

 

Эта опция тоже касается только крылатых братьев. Обычно увеличивают длину стреньги до 3 метров, чтобы медуза после броска могла уйти подальше из зоны затенения. При использовании больших крыльев является практически обязательной. Без крыльев никаких бонусов не даёт.

 

Swoop-опции свободных концов

 

Петли на передних свободных концах служат для разгона купола. Только иногда они «слипаются» со свободными концами, и их невозможно быстро ухватить. Некоторые их прошивают, некоторые дополнительно вставляют в них трос, чтобы топорщились. Кто-то допонлительную ленту пришивает на них. В общем, много вариантов делают для того, чтобы схватить их было проще. Просто необходимая опция для свупера. И не лишняя для всех остальных, кто мечтает им стать. Также свободные концы прошивают по всей длине для снижения сопротивления воздуха. Это актуально скорее для пилотов уровня чемпионата мира, где борьба идёт за доли секунды в скорости или за сантиметры в дальности полёта. Но если хотите себе такие концы понта ради, вреда от них не будет никакого.

 

Freefly-mod

 

У разных производителей это может означать разные вещи. У одних это дополнительные клапана, которые пришиваются к боковым клапанам контейнера запасного парашюта. Они дополнительно прикрывают свободные концы ОП. И даже если плечевые клапана откроются раньше времени, СК ОП всё равно останутся на месте. На ранцах Vector и его копиях такие клапана ставятся по умолчанию, и без них вам ранец не сошьют. Многие другие мировые производители тоже ставят их в обязательном порядке. Вреда от этих клапанов точно нет, и по возможности их стоит заказывать.

 

Иногда эта опция может означать резинку, которой связываются между собой ножные обхваты. Она помогает в свободном падении в положении head-up удерживать ножные на своём месте. Для фрифлая является крайне рекомендуемой опцией. Во всех остальных дисциплинах бесполезна. И не совместима с вингсьютом.

 

Опции медузы ОП

 

Медузы могут отличаться размером и материалом, из которого изготовлены. Бобышка (ручка, за которую мы и достаём медузу) может быть в виде пластиковой трубки, мячика или подушки.

 

С размером и тканью медузы стоит извращаться только в случае, если у вас очень маленький или очень большой купол. Обычно стоит довериться производителю и оставить стандартный размер. Если вы прыгаете в вингсьюте, стоит выбирать увеличенную медузу, чтобы минимизировать вероятность её попадания в затенение. Увеличенные медузы обычно шьются из ткани типа F111, чтобы не создавать на открытии слишком сильных рывков.

Подушка вместо трубки или мячика – это крайне рекомендуемая опция для фрифлая, так как на больших скоростях выше вероятность выдувания медузы из кармана. Подушка эту вероятность значительно снижает за счёт того, что дополнительно крепится под боковой клапан ОП. SWS на ранцах Fire и Fire-2 с таким же дополнительным креплением предлагает и кожаный мячик.

Мячик вместо трубки имеет преимущество в более презентабельном внешнем виде, а также исключает вероятность того, что вы случайно засунете в трубку палец и застрянете там. Такие, казалось бы, комичные случаи известны. И они в комплексе с паникой и малым опытом могут повлечь очень неприятные последствия, хотя для опытного или спокойного человека не страшны.

 

Грудная перемычка – узкая или широкая?

 

Раньше все делали её широкой. Потом кто-то догадался сделать узкой. Всем понравилось, так как выглядело это по-пижонски. Потом все поняли, что это не удобно, и сейчас в большинстве случаев выбирают широкую, чего и я вам рекомендую. Узкая грудная перемычка не имеет никаких преимуществ, а в грудь слегка впивается, если затянута туго, а комбез тонкий.

 

 

Pull-out

 

Это совсем экзотика. За 9 лет работы в Коломне я видел всего 2 ранца с этой системой открытия. Один из них в 2010 году был у одного иностранца, второй я использую сам. Такая редкость говорит о том, что скорее всего вам эта опция не нужна. Лично я себе заказал её в первую очередь из любопытства, и не скажу, что сильно ей рад.

 

При системе pull-out бобышка (точнее подушка) раскрытия ОП располагается в привычном месте – на нижнем клапане ранца. Но крепится к ней не медуза, а небольшая лента со шпилькой, которая зачековывает ранец. Шпилька в данном случае используется прямая, а не изогнутая. К ленте со шпилькой в свою очередь крепится стреньга с медузой. Медуза укладывается не в карман, а внутрь ранца, вместе с камерой ОП. Раскрывается парашют тем же самым привычным движением. Только сначала выдёргивается шпилька и раскрывается ранец, а только после этого из ранца достаётся медуза и выбрасывается в поток. Для тех, кто обучался прыжкам с круглыми парашютами, принцип такого раскрытия понять проще, так как он мало чем отличается от раскрытия ранца кольцом.

 

Плюсы: Снижена вероятность отказа типа «дуга». Если по какой-то причине ранец и раскроется раньше времени, медуза выпадет из него вместе с камерой и далее пойдёт обычное открытие. Исключено выдувание медузы из кармана, так как она внутри ранца. Открытие происходит чуть быстрее.

 

Минусы: Требуется чуть больше усилий для введения в действие ОП, девочкам будет тяжелее. Мало кто умеет укладывать эту систему, укладчика найти будет сложнее. Допустить ошибку при укладке легче, а проконтролировать её сложнее. При небольшой ошибке в укладке, усилие на выдёргивание шпильки может вырасти многократно. За первые 50 прыжков мне дважды приходилось делать это двумя руками, только потом разобрался, в чём была ошибка. С крыльями вероятность попадания медузы в затенение вырастает. Местами такая система может быть запрещена.

 

В общем, штука эта очень специфичная. И брать её стоит только если вы точно знаете, с чем имеете дело. Похожая система иногда используется купольщиками. Она даёт некоторые преимущества в скоростных дисциплинах, но абсолютно противопоказана для малоопытных парашютистов, вингсьютов и не рекомендуется для операторов с большими крыльями.

 

ИТАК… ИЛИ ИТОГ…

 

Теперь постараюсь собрать все рекомендации по выбору ранца в кучу.

 

Перед выбором ранца сначала стоит определиться с дисциплиной, которую планируете прыгать.

 

Для дисциплин без свободного падения (точность, свуп, купольная акробатика) или со свободным падением только на животе (групповая акробатика) конструкция ранца не имеет принципиального значения.

 

Для фрифлая, фристайла или скоростного падения все мелочи становятся важны. Плечевые клапана должны надёжно фиксироваться (самый надёжный вариант – магниты). Предохранительные клапана шпилек тоже должны оставаться закрытыми, не все ранцы обеспечивают это в равной мере. Желательно добавить резинку на ножные обхваты, пряжки Flip-Flop, дополнительные клапана для свободных концов (см. опцию freefly-mod), подушку вместо кольца ЗП и подушку на медузу. А может и Pull-out. Но это вряд ли. А вот дополнительных колец на груди, наоборот, стоит избегать.

 

Для вингсьюта клапана тоже должны надёжно фиксироваться. Дополнительно стоит установить набор вингсьют-опций в виде удлинённой стреньги, увеличенной медузы, распашного контейнера ОП и, возможно, камеры ОП без резинок. От колец на груди, как и во фрифлае, стоит отказаться. А Flip-Flop на ножных становятся ещё важнее, так как лишний раз проверить симметрию затяжки ножных в вингсьюте сложнее.

 

Для прыжков с большими и медленными куполами, например, с точностными, не нужны антитвисты, шпилечные клеванты и коллапс на медузе ОП. А с маленькими и быстрыми куполами это почти обязательно.

 

С дисциплиной определились, теперь определяемся с бюджетом.

 

Если вы готовы к любым расходам, можно не задумываясь брать Vector от UPT. Он с огромной вероятностью устроит вас во всём, чем бы вы ни занимались. Есть ещё ряд не менее дорогих производителей и моделей, но как правило UPT выпускает передовые вещи и выделяется именно этим. Например, очень популярный в России и очень дорогой ранец Javelin от SunPath. Всем хорош, но магнитами в плечевых клапанах почему-то брезгует и размерный ряд чуть беднее.

 

Не любите переплачивать за бренд, тогда хорошая альтернатива вектору – украинский Fire-2. Который даже с сертификатом TSO можно сделать за доплату. Средний по цене между ними – австрийский ранец SIFE (копия вектора), но каких-то явных плюсов перед Fire-2 у него нет.

 

Если же парашютный ранец – последнее, на что вы готовы тратить деньги, Spirit от Paraavis ваш единственный вариант. Но надо быть готовым к ряду лишений. Например, не редко случалось, что плечевые клапана открывались раньше времени даже на новых ранцах. А предохранительный клапан ОП переставал держаться на месте при малейшем несоответствии размера куполов или слегка неаккуратной укладке. Кроме того дышащая спинка, которую делают на любом самом дешёвом китайском рюкзаке, вы не получите на ранце Spirit даже за деньги.

 

Оговорюсь: я не навязываю вам конкретно эти модели. В начале статьи я привёл список производителей, которые выпускают тоже достойные внимания ранцы. Но по моему мнению у них нет никаких явных преимуществ, при этом они менее популярны в России, их сложнее продать на вторичном рынке и сложнее найти запчасти.

 

Определились с дисциплиной и бюджетом? Теперь выбираем опции.

 

Таблица вам в помощь.

Обязательно или крайне рекомендуется – то есть, в некоторых случаях в виде исключения можно и обойтись, но не стоит.

Рекомендуется – то есть, польза может быть, вреда точно не будет.

Не рекомендуется – то есть, вред может быть, пользы скорее всего не будет.

 

 

Название опции

Обязательно или крайне рекомендуется

Рекомендуется

Не рекомендуется

RSL / SkyHook

Если у вас <200 прыжков

В сочетании с вингсьютом

В купольной акробатике

Шпилечные клеванты

-

В сочетании с вингсьютом или со скоростным куполом

-

Антитвисты

В сочетании со скоростным куполом

Во всех остальных случаях

-

Кольца на бёдрах

-

Во всех остальных случаях

Если важно снизить вес парашютной системы

Кольца на груди

-

Если важно увеличить подвижность подвески

Во фрифлае и скоростном падении, а также если важно снизить вес парашютной системы

Железо нержавейка или чёрное

Во фрифлае и в сочетании с вингсьютом

Во всех остальных случаях

-

Регулируемая подвесная

Если система сдаётся в аренду, берётся на группу или планируется значительное изменение веса

Если планируется частая перепродажа на вторичном рынке

Если система собирается только для себя и надолго

Карабины на ножных обхватах

На тандем-системах и сопоставимых с ними по весу

-

Во всех остальных случаях

Карабин на грудной перемычке

-

-

Во всех случаях

Коллапс медузы ОП

В сочетании с куполами с загрузкой от 1,5

Во всех остальных случаях

В сочетании с куполами для точности приземления и на студенческих системах

Подушка вместо кольца ЗП

При частых прыжках в группе с контактной работой, особенно во фрифлае

-

С небольшим опытом и слабенькими ручками

3D Spacer Foam(дышащая спинка)

-

Во всех случаях

-

Стропорез

Если на вашей дропзоне он является обязательным

Во всех случаях

Если вы не знаете, как и в каких случаях его применять

Комплект запчастей

-

Если перерывы в прыжках не допустимы, а быстро приобрести запчасти невозможно

-

Wingsuit-набор (длинная стреньга, большая медуза, распашной контейнер)

В сочетании с вингсьютом

-

-

Swoop-набор (хваткие петли на ПСК, прошитые СК)

При прыжках на купольное пилотирование

Во всех остальных случаях

-

Резинка между ножным обхватами

При прыжках на фрифлай

Во всех остальных случаях

При прыжках на купольное пилотирование

Дополнительные клапана для СК ОП (freefly-mod)

При прыжках на фрифлай и скоростное падение

Во всех остальных случаях

-

Подушка на медузе ОП

При прыжках на фрифлай и скоростное падение

-

Параноикам со слабыми ручками

Мячик на медузе ОП

-

Во всех случаях, кроме прыжков на фрифлай и скоростное падение

-

Pull-out

-

-

В сочетании с малым опытом, в сочетании с вингсьютом или операторскими крыльями

 

 

Как видите, уместить в одном абзаце какую-то универсальную рекомендацию по подбору ранца невозможно. Если эта информация не помогла вам сделать однозначный выбор, свяжитесь с нами, и мы обсудим индивидуально вашу ситуацию.

 

ТЕПЕРЬ НЕСКОЛЬКО ДОПОЛНЕНИЙ

 

Об отечественном производителе

 

В России, кроме компании Параавис, есть ещё два завода по производству парашютной техники – это НПП Звезда в подмосковном Томилино и АО Полёт в Иваново. Лично я считаю, что связываться с их техникой не стоит в принципе. И уж тем более отдавать за неё свои деньги. Оба завода заточены в первую очередь на госзаказ, а это приводит к ряду недостатков:

 

Во-первых, отсутствие какой-либо клиентской поддержки. Получить от них какую-то информацию о технике крайне сложно. Заказать запчасть или произвести ремонт техники на заводе в частном порядке тоже. Всё делается через какие-то официальные письменные запросы и вот это вот всё…

 

Во-вторых, техника по большей части морально устаревшая, а оперативно обновлять и дорабатывать её они не могут в виду кучи бюрократических проблем. Да и не особо-то хотят.

 

В-третьих, их продукция ничуть не дешёвая.

 

В-четвёртых, их продукция имеет заниженный ресурс. Как правило вся парашютная техника служит 20 лет. Но их техника имеет ресурс всего 10 лет. И продлять его они не будут, так как их объём госзаказа зависит в том числе от ресурса.

 

И естественно всё это является исключительно моим личным мнением, которое может отличаться от истины. А так ли это на самом деле, вы узнаете только вложившись в поддержку отечественного производителя.

 

О том, как выбрать площадь купола

 

Единственно верный ответ на этот вопрос – спросить своего инструктора на аэродроме. Если у вас нет инструктора, свяжитесь с нами, мы попробуем вам помочь индивидуально и очень аккуратно.

 

Что лучше – российское или импортное

 

Это рассуждение сравнимо с автомобилями. В России на данный момент не делают парашютную технику лучше, чем за границей. По крайней мере спортивную, которая нас интересует. Хоть и используются импортные материалы, конструкция всё же остаётся отечественной…

 

Некоторые считают, что с российским производителем легче взаимодействовать. Общаться можно на родном языке, без разницы во времени, без дорогих международных звонков. Технику можно покупать за рубли без оглядки на курс доллара. Получать её можно без проблем с таможней и с минимальной наценкой за доставку.

 

Однако практика показывает, что российские производители меняют цену в рублях вслед за курсом доллара вполне оперативно. Они же зависят от стоимости импортных материалов. Некоторые производства не идут на контакт по телефону, а отвечают только на письменные запросы, хотя западные компании даже в соцсетях отвечают оперативно. И иногда в итоге международная пересылка запчастей оказывается проще и быстрее, чем заводской ремонт в родной стране.

 

Небольшая оговорка по всему тексту: Здесь рассматривались только стандартные варианты спортивных парашютных систем. Есть много парашютных систем специального назначения, которые могут сильно отличаться, и которые здесь не рассматривались и не упоминались. Например, российский страхующий прибор ППК-У до сих пор много где используется, даже на спортивных системах. Но для покупки его рассматривать точно не стоит, если вы собираете систему для обычных спортивных прыжков. То же касается ранцев и куполов.

 

© Михаил Петров, 2020

Использование материалов сайта petrovshop.ru разрешено только c письменного согласия автора